23

                           Средства связи предложений в тексте

Справочная информация

Задание 23 посвящено средствам связи предложений в тексте. Чтобы выполнить это задание, нужно осознать, что текст — это не набор случайных предложений. Его целостность не только смысловая. Она выражена языковыми средствами разных уровней.

Для этой цели служат союзы, повторы синтаксических конструкций (синтаксическое средство), повторы, вводные слова (лексическое средство), местоимения, повторы морфологических форм (морфологическое средство)  и др.

Если бы задание требовало найти в тексте весь перечень разнообразных средств, оно могло бы считаться сложным. Но, к счастью, в задании 23 средства связи названы в формулировке задания, и задача сводится лишь к поиску предложения, в котором есть союзы, местоимения, лексические повторы, контекстные синонимы, вводные слова и т.п.

Для самопроверки советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения или стихотворение, классификацию местоимений по разрядам (с примерами). Дело в том, что есть КИМы, включающие различные местоимения с указанием на то, какие именно требуется найти. Примеры формулировок заданий:

Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи определительного местоимения.
 Разряды местоимений по значению

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Возвратное: себя.
Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и  суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Внимание:
Некоторые авторы выделяют 8 разрядов местоимений по значению. Различие в трактовке вопросительных и относительных местоимений. Одни полагают, что это одни и те же слова, но выполняющие разные функции, роли:

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, то есть омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

– вопросительные
– относительные

Дополнительно посмотрите теоретический материал, расположенный ниже.

 Практикум
                 Средства связи предложений в тексте
                                             (тексты   см в задании 20).

1. Среди предложений 13-16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза.  
(13) Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! (14) Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. (15) Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. (16) Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.
  Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью   личного местоимения. Напишите номер этого предложения.  
(17)Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? (18) (19)Извините. (20) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (21)Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. (22)Боже его избави от такого невежества! 
3.
  Среди предложений 6-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер этого предложения.  
(6)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. (7)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. (8)Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. 
4.
    Среди предложений 3-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью синонимом (контекстным синонимичным сочетанием).  
(3)Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? (4)Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. (5)Что такое станционный смотритель? (6) Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). 
5.
  Среди предложений 20-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова.  
(20)Мы полагали, что на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства. (21)Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в нем что-нибудь похожее на робость. (22)Есть люди, коих одна наружность удаляет таковые подозрения.  
6.
  Среди предложений 4-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.
(4)Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. (5)Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. (6)Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. (7)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. 
 7. 
    Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова, определительного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.
(1) Уже более недели приезжий господин жил в городе, разъезжая по вечеринкам и обедам и таким образом проводя, как говорится, очень приятно время. (2)  Наконец он решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. (3)  Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более серьезное, близшее к сердцу... (4) Но обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть, очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело.
 8. 
  Среди предложений 22-27 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма.  Напишите номер этого предложения.
(22) Или: "Как ваше здоровье? а меня завтра в починку". (23) Или: "Я чуть не сгорел и притом испугался" и т. д. (24) Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора. (25) Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залепили как-нибудь, сохрани его господи!.. (26)  Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком. (27) Это был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо. 
 9. 
  Среди предложений 5-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
(5) Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокую, узкую деревянную колокольню или широкую, темную деревянную старую церковь. (6) Заманчиво мелькали мне издали, сквозь древесную зелень, красная крыша и белые трубы помещичьего дома, и я ждал нетерпеливо, пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покажется весь с своею, тогда, увы! вовсе не пошлою наружностью, и по нем старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам или хмурен, как сентябрь в последних числах, глядит в календарь да говорит про скучную для юности рожь и пшеницу.
(7) Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. 
10.
  Среди предложений 10-12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора.  Напишите номер этого предложения.
(10) Сталкиваясь штыками и толпясь полками, экипажами и ополчениями, жалась пехота, проталкивались конные офицеры с приказаниями, плакали и умоляли жители и денщики с клажею, которую не пропускали; шумя колесами, пробивалась к бухте артиллерия, торопившаяся убираться. (11) Несмотря на увлечение разнородными суетливыми занятиями, чувство самосохранения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовало в душе каждого. (12) Это чувство было и у смертельно раненного солдата, лежащего между пятьюстами такими же ранеными на каменном полу Павловской набережной и просящего Бога о смерти, и у ополченца, из последних сил втиснувшегося в плотную толпу, чтобы дать дорогу верхом проезжающему генералу, и у генерала, твердо распоряжающегося переправой и удерживающего торопливость солдат, и у матроса, попавшего в движущийся батальон, до лишения дыхания сдавленного колеблющейся толпой, и у раненого офицера, которого на носилках несли четыре солдата и, остановленные спершимся народом, положили наземь у Николаевской батареи, и у артиллериста, 16 лет служившего при своем орудии и, по непонятному для него приказанию начальства, сталкивающего орудие с помощью товарищей с крутого берега в бухту, и у флотских, только что выбивших закладки в кораблях и, бойко гребя, на баркасах отплывающих от них.

№ теста
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ответ
 14
 22
8
 6
21
 5
3
23
6
 12


ТЕОРИЯ.Формальных показателей (средств) связи предложений не так много, которые могут сочетаться друг с другом.

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи:
Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы.
В лесу мы видели лосяСохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы.
У природы много друзейНедругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты.
Построили шоссеШумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
Личные местоимения.
А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
Указательные местоимения (такой, тот, этот)
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Источник

Практикум

1.Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я
рассказать  про  это,  –  Варя  перевернула  страничку.
(16)Происшествие  случилось  в  одной  русской  деревне,  которую  наша  часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок,  видимо,  на  школьной  скамье  приученная  любить  Красную  Армию... (19)Конечно,  она  не  очень  разбиралась  в  стратегической  обстановке.

2.Среди предложений 15—23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.
(15)—  Хорошо,  а  когда  же  тогда  писать?  —  спросите  вы.
(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.
(20)—  Много  ли  тогда  напишешь?
(21)—  И  очень  хорошо,  что  немного.  (22)Всё,  что  тогда  напишется,  будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из  неё  три  четверти  написанного?

3. Среди предложений 5—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(5)Как  может  устареть  чувство  чести,  чувство  собственного  достоинства,  сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку  однажды,  вместе  с  именем,  и  которую  нельзя  ни  возместить,  ни исправить,  которую  можно  только  беречь? 
(7)Мне  вспоминается  случай,  связанный  с  именем  А.П  Чехова.  (8)  В  1902  году царское  правительство  аннулировало  избрание  Максима  Горького  в  почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.
(10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А  теперь,  когда  Академия  наук  известила,  что  выборы  недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

4.Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного  образования,  вступили  в  жизнь  без  всяких  познаний  и  подготовки  для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех  трудностей  первых  лет  учения  по  своей  лености,  всегда  упрекают  самих  себя  и начинают  «учиться»  уже  в  зрелых  годах.  (14)Пока  не  сделаются  образованными,  они  не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради образования.(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние  обстоятельства,  они,  начиная  заниматься,  с удовольствием  переносят  все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные
забавы», с сожалением говорил:

5.Среди предложений 1—8 найдите предложение, которое связано с
предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого
предложения.
(1)Надобно  сказать,  что  у  нас  на  Руси  если  не  угнались  ещё  кой  в  чём  другом  за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт  и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы,  которые  с  помещиком,  имеющим  двести  душ,  будут  говорить  совсем иначе,  нежели  с  тем,  у  которого  их  триста,  а  с  тем,  у  которого  их  триста,  будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять  не  так,  как  с  тем,  у  которого  их  восемьсот, —  словом,  хоть  восходи  до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии.  (6)Прошу  посмотреть  на  него,  когда  он  сидит  среди  своих подчинённых, —  да  просто  от  страха  и  слова  не  выговоришь!  гордость  и благородство,  и  уж  чего  не  выражает  лицо  его?  просто  бери  кисть,  да  и  рисуй: Прометей, решительный  Прометей!  (7)Высматривает  орлом,  выступает  плавно, мерно.  (8)Тот  же  самый  орёл,  как  только  вышел  из  комнаты  и  приближается  к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

6. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, указательного местоимения и контекстного синонима.
(1)В  письме  к  жене  18  мая  1836  года  Пушкин  удивлялся:  откуда  взялись  эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того,  чтобы  защитить  свою  честь?  (2)Иногда  кажется,  что  мы  вышли  из  шинелей именно  этих  людей.  (3)Звон  упругой  стали  более  не  слышится  нам  в  слове  честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чегставилась на карту жизнь, полная  великих  надежд  и  гениальных  замыслов.  (5)  Итак,  «честь —  внутреннее нравственное  достоинство  человека,  доблесть,  честность,  благородство  души  и чистая  совесть».  (6)  И  тут же примеры: «Человек незапятнанной чести.  По чести... Уверяю  вас  честью.  Поступок, несовместимый с  честью... Знал  бы  ты честь... Поле чести...  Честь  моя  требует  крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием  штрафа  через  год  по  приговору  суда,  а  сегодня  вечером.
7.Среди предложений 9-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(9)Ещё  минуту  тому  назад  я  шёл  по  косогору  и  был причастен  разным  земным  предметам.  (10)Я,  конечно,  в  том  числе  видел  и  небо,  как
можно  видеть  его  из  домашнего  окна,  из  окна  электрички,  сквозь  ветровое  стекло автомобиля,  над  крышами  московских  домов,  в  лесу,  в  просветах  между  деревьями  и когда  просто  идёшь  по  луговой  тропе,  по  краю  оврага,  по  косогору.  (11)Но  это  ещё  не значит  —  видеть  небо.  (12)Тут  вместе  с  небом  видишь  и  ещё  что-нибудь  земное, ближайшее,  какую-нибудь  подробность.  (13)Каждая  земная  подробность  оставляет  на себе  частицу  твоего  внимания,  твоего  сознания,  твоей  души.  (14)Вот  тропа  огибает
большой  валун.  (15)Вот  птица  вспорхнула  из  можжевелового  куста.  (16)Вот  цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.

8. Среди предложений 7—11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
  (7)0ни  далеко  не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от  обычного  человека.  (8)Подросток  не  просто  воспринимает  информацию,  он  её активным  образом  преобразовывает.  (9)Эта  информация  становится  основой  для его  жизненной  программы,  для  выработки  путей  и  способов  достижения  цели.
(10)Вот  почему  человек,  который  что-то  вещает  на  многомиллионную  аудиторию, должен  обладать  высоким  чувством ответственности.(11)На  самом  ли  деле  он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то,  чего  от  него  ждут  поклонники?
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
19
21
11
13
2
8
11
8



Комментариев нет:

Отправить комментарий